Насколько эффективно подкидывать подчиненным дополнительные обязанности, которых нет в должностной инструкции? Некоторые с радостью подготовят презентацию, только потому, что им нравится сам процесс вовлечения в нечто большое и важное, другие согласятся только за дополнительную премию в конце месяца, а третьи ни за что не возьмут на себя ничего сверх нормы.
Необходимо понять, что определяет принятие решение сотрудников
Это первое и самое главное правило. Четко попав в цель сотрудника, вы сможете с лёгкостью склонить его к выполнению дополнительных обязанностей. Для этого вовсе не нужно быть грамотным психологом: свои сильные и слабые стороны человек всегда выставляет на передний план, достаточно хотя бы взглянуть на рабочий стол подчиненного, что там? Фотография семьи?
Дипломы и грамоты? Сувениры из заграничных поездок?
Бывает так, что сотрудники наотрез отказываются брать на себя дополнительные обязанности без материальной стимуляции, как бы не воспевались их профессиональные и должностные качества и как бы радужно не описывались перспективы. В этом случае, стоит обратить внимание на вторую сторону медали — слабые стороны.
Важно знать своих подчиненных и не играть с кнутом и пряником, помните, у вас только один шанс, чтобы правильно подобрать стратегию. Если сотрудник почувствует, что вы его уговариваете, то начнёт диктовать свои условия.
Попасть в список «Я хороший!»
Получив примерный психологический портрет человека, легко надавить на больные точки, используя банальные приёмы словесной лести. Скажите семьянину: «Только представьте, как будут гордиться вами ваши дети, когда узнают, что на ежегодной конференции нашу компанию представляли именно вы». И он уже побежит звонить семье, сообщая радостное известие.
Другому человеку ту же самую информацию можно преподнести иначе, так, чтобы она совпала с его интересами. Заядлый путешественник будет рад услышать что-то вроде такого предложения: «Подумайте о том, что после семи часовой конференции у вас останется целых два часа, чтобы погулять по городу».
Но проще всего договориться с амбициозными сотрудниками: «Я думаю, что на вашем стенде не хватает сертификата и благодарности за участие в конференции». В самом деле, разве трудно напечатать пару дипломов с хвалебными одами, а сотрудник будет замотивирован на долгие месяцы вперёд, глядя на новые рамочки на своей стене славы.
Попасть в список «Я плохой!»
Самое главное — не перегнуть палку и не скатиться до уровня угроз. То есть фразы вроде: «Я давно за вами наблюдаю, ваш прошлый отчет — полная ерунда. У вас только один шанс реабилитироваться…» – стоит вычеркнуть из своей речи. Произнеся нечто подобное вы рискуете убить самооценку сотрудника и лишить его всякой мотивации. Даже если он согласится выполнить условия начальства, делать это будет в подавленном состоянии, а результат вряд ли кого-то сможет обрадовать.
Старайтесь преподнести информацию мягче, делая акцент на позитивной стороне: «Я видел, что у тебя были трудности при составлении отчета. Ничего страшного, в начале ни у кого не получается. Но я знаю, как помочь тебе набраться опыта — на следующей неделе…»
И на последок, главное помнить, что общаться нужно на равных позициях, предоставить сотруднику определенную степень свободы и творческий простор. Как показывает практика, в этом случае сотрудники с радостью соглашаются брать на себя дополнительную инициативу, какие бы цели они при этом не преследовали.